Лекция первобытная культура |
Страница 2 из 8 В отечественной философии человек рассматривается как единствен- ный субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и форми- рующийся под ее воздействием. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной эволюции. Здесь можно выделить сле- дующие принципиальные моменты: 1) способность общественного че- ловека продуцировать культуру является итогом взаимодействия био- логической и социальной эволюции, включающей в себя эволюцию орудия труда, вследствие чего человек не только творец культуры, но и сам формируется на основе труда и культуры; 2) переход от дочелове- ческой стадии к человеческой происходил постепенно и прогрессирую- щим образом в течение длительного времени. Иными словами, не толь- ко история развития культуры есть история объективирования духов- ных способностей, но и история развития духовных способностей чело- века есть история превращения культуры в «ингредиент» этих способ-, ностей. Мир культуры тесно связан с процессом гоминизации, с процессом перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого являет- ся переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к неопределенности человеческого знания. Действи- тельно, животное обладает инстинктами, связанными с научением, ре- гулирующими его поведение в каждый момент жизни. Исследования в области этологии показывают, что поведение одних животных, живу- щих в относительно стабильной и неизменной среде, в основном зара- нее запрограммировано и следует строгому канону, тогда как поведе- ние других животных в условиях меняющегося окружения требует ; отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих аль-| тернатив. Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир дей- ствия (поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредова- 'ны миром социальной истории и в связи с этим только человек может кгопасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен де- лать. Таким образом, у человека возникла потребность в принятии на- дежного решения и определения меры этой надежности. Именно эта потребность и лежит в основе генезиса культуры (мифологии, религии, искусства и пр.) с ее разнообразным арсеналом физических и духовных техник. Только культура дает возможность человеку строить свое пове- дение на основе предсказания будущих, еще не существующих событий при помощи различных стратегий. Одной из таких трех стратегий в первобытных, архаических культурах является стратегия подражания, когда предугадывание будущего исходит из подражания воспринимае- мым свойствам тех или иных явлений окружающего мира. С этой стра- тегией органически связаны процедуры магии и колдовства, когда бу- дущее не столько предсказывается, сколько вынуждается: жертва уми- ротворяет гневных богов и заставляет их выполнить ту или" иную про- сьбу человека или племени. В этом плане существенно то, что эта стра- тегия создает у человека религиозную веру, снимая тем самым неопре- деленность ситуации принятия решения. В общем оказывается, что неопределенность знания снимается определенностью веры. Такого рода стратегия обеспечивает надежность поведенческих решений в тех ситуациях, где с рациональной точки зрения можно было бы ожидать от индивида полной беспомощности. Другой стратегией является индивидуальное систематическое на- блюдение пространственно-временных связей и зависимостей. Один из множества примеров такого типа содержится в сообщениях об индейцах племени «черная стопа»: они заблаговременно предсказывали приход весны по степени развития плода в чреве убитой самки бизона. Такое предсказание, как правило, оказывается достаточно точным. Возьмем второй пример: заклинание осагов (одно из индейских племен) связыва- ет воедино одно дикое растение, маис и бизонов. Объясняется это пере- плетение следующим образом: летом осаги охотятся на бизонов до тех пор, пока в прерии цветет указанное растение. Они знают, что маис созревает вскоре после окончания цветения этого растения. А это зна- чит, что надо возвращаться в Пуэбло к уборке урожая маиса. Третья стратегия — умозаключение по аналогии на основе выделения сходных признаков анимистическим мышлением, которое населяет природу божествами, демонами и духами. Примеры, иллюстрирующие эту стратегию, весьма многочисленны. Так, известно, что в одном пле- мени пигмеев спорынья, имеющая форму зуба, применяется как проти- воядие при змеином укусе. Или овладение огнем в эпоху палеолита, сыгравшее колоссальную роль в культурной эволюции человечества. В преданиях всех народов огонь — символ вечности. Поэтому огонь в легендах не создан, а украден у богов и отдан людям (именно так, например, описывает это событие древнегреческий драматург Эсхил). Существенно здесь то, что огонь необходимо поддерживать, «подкар- мливать» как животное, а это породило традицию сохранения его жри- цей огня — весталкой. С факелом в руках человек наконец стал госпо- дином самых сильных и самых быстрых животных, использование огня привело к появлению различного рода технических устройств, что ока- зало влияние на развитие общества. Уже первоначальное знакомство с различным характером этих трех стратегий показывает, что все они содержат рациональные моменты, но в разной степени пригодны для отражения свойств реальности и для экстраполяции будущего. В плане нашего изложения существенно то, что именно культура позволяет вырабатывать различные стратегии, устраняющие неопределенность принимаемых человеком или группой людей решений и тем самым снимать страх перед будущим. Таким образом, в основе происхождения и функционирования культуры лежит эта потребность, органически присущая природе человека. Необходимо учитывать сложный характер человеческой природы, которая имеет космический, биологический, психический, социальный и культурный аспекты. Вместе с темгчеловеческую природу, как бы она • ни была определена, следует рассматривать как некое целое, чьей функ- цией является культура. Поэтому можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково в прошлом и настоя- щем. В связи с этим представляет интерес первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями. Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомо- генность (однородность). В современной культурологии выделяется три типа социокультурных систем: гетерогенные (неоднородные), го- могенные и гомеостатические. Первым присущи: 1) аксиологический (ценностный) плюрализм и 2) существование множества социальных групп с дифференцированными, зачастую антагонистическими инте- ресами! Эти системы, типичные для европейского круга культур, явля- ются гетерогенными в двойном смысле: культурном и социальном. Более того, эти гетерогенные структуры взаимно усиливают друг друга, динамизируют целостную социокультурную систему, способствуя, с одной стороны, распространению новых культурных ценностей, с дру- гой же — стимулируя эволюцию групповых интересов. |
След. » |
---|